Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни.
Нужно научиться работать так,
чтобы работа была легка и чтобы она
была всегда жизненной постоянной школой.
А.К. Гастев.
Инновационные подходы к организации учебного процесса в соответствии ФГОС второго поколения.
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций.
В настоящее время существуют два направления развития образования - традиционное и инновационное.Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения.Стратегия инновационного обучения предполагает такую системную организацию процесса обучения, при которой личность учителя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но при этом меняется его позиция по отношению к ученику, к себе самому. Учитель уже выступает не только как носитель и транслятор знаний, но и как помощник в становлении личности и развитии индивидуальности обучающегося. Изменяется характер воздействий на ученика: позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их утверждается позиция демократического взаимодействия, помощи, сотрудничества, внимание к инициативе обучающегося. Изменяется и позиция ученика, который переориентируется с результата усвоения, с получения оценки на активное взаимодействие с учителем и самостоятельную работу над своим образованием (самообразованием).
Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой учебной деятельности как продуктивный творческий процесс.
Новые педагогические технологии требуют и нового профессионального качества, и педагогический коллектив ГБОУ СОШ №9 постоянно повышает свою профессиональную квалификацию.
К инновационным технологиям, которые используют в своей работе учителя нашей школы, можно отнести следующие:
-проектная деятельность в обучении
Учащиеся школы постоянно вовлечены в проектную деятельность. Два раза в год в школе проходит презентация проектов школьников по предметам и внеурочной деятельности. Самыми популярными школьными проектами стали «Школьная перепись», «Школа ремонта», «Скворечник» и другие.
Наша школа является опорной площадкой в проведении окружной конференции младших школьников «Первые шаги в науку», с каждым годом число участников которой растет.
-личностно-ориентированный подход
Чтобы вызвать интерес к своему предмету, учителя на своих уроках используют различные виды деятельности: дидактические игры, головоломки, викторины, КВН. Много межпредметных уроков готовят педагоги совместно с библиотекарями ДК им. Горького. В школе систематически ведется выпуск школьной газеты.
-ИКТ-технологии
80% учителей широко применяют информационные технологии на уроках. Это мультимедийные презентации, электронные образовательные ресурсы, видеоуроки, тестирование, интернет-ресурсы, интерактивная доска, дистанционное обучение. Такая деятельность педагогов позволяет сделать любое занятие динамичным.Возможность использования персонального компьютера в процессе обучения бесспорна. Уроки, проведенные с помощью компьютера, стали максимально уплотнены.
-ведение мониторинга в программе EXCEL, позволяет отслеживать уровень освоения материала учащимися.
Эффективное использование инновационных образовательных технологий в образовательном процессе рассматривается как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более рационального использования учебного времени.
Введение стандартов второго поколения помогают успешно использовать инновационные технологии в учебном процессе.
Особенно в этом убедились на примере начальной школы. С целью обмена опытом работы, пополнения своего багажа знаний, умения работы с использованием стандартов второго поколения учителя начальной школы посетили одну из Московских школ, которая успешно работает в начальной школе по программе «Планета знаний». Нами накоплен большой опыт работы, с которым мы охотно делимся. И сейчас коллектив не стоит на месте, а активно ведет работу по переходу на ФГОС в основной школе и уже делает первые шаги.
17 апреля 2013 года в ГБОУ СОШ №9 состоялся городской семинар для заместителей директоров школ города, который получил высокую оценку. В теоретической части семинара, который подготовила зам.директора по УВР Пропадалина Т.Н. , было рассказано гостям о системе работы ОУ.
Затем учителя школы провели следующие уроки и мастер-классы:
- физика, 9 класс «Ядерные реакции. Дефект масс». Урок с использованием ЭОР. (Бутырцева Е.А.,учитель физики первой категории)
-математика, 7 класс .Урок моделирования учебных ситуаций в электронной лаборатории. (Волостнова И.Н., учитель математики)
- русский язык, 5-а класс, урок-исследование по теме «Глагол». Учитель русского языка и литературы, первой категории, Шилова Л.А. продемонстрировала формирование УУД учащихся на уроке.
-литература, 8-а класс , урок «… Пока не поздно», направленный на формирование у учащихся УУД, по рассказу К. Паустовского «Телеграмма», провела и подготовила учитель русского языка и литературы, первой категории Ягова О.К.
-презентация опыта работы, создание конструкта урока на примере урока математики в 5 классе (Копылова Ж.В., учитель математики высшей категории)
-методические приемы по развитию УУД во внеурочной деятельности показала учитель начальных классов высшей категории, Данилова Г.Д. в 1-а классе
-продуктивные задания, направленные на формирование УУД младших школьников, продемонстрировала учитель начальных классов высшей категории, Булгакова М.П. на уроке русского языка. Учащиеся 2-а класса показали, что они умело владеют нетбуками, работают с интерактивной доской, документ-камерой.
-из опыта работы с одаренными детьми, учитель начальных классов первой категории Писарева С.С., показала исследовательскую деятельность учащихся 4-а класса по теме « Соль – это враг или друг?»
Изюминкой семинара стало открытие детской телестудии «9 кадр», автором которой является зам.директора по ВР Хорохорина Е.П. Елена Павловна предложила сотрудничество с другими школами города, для того , чтобы на местном телевидении пропагандировать молодежное движение и школьные новости. Думаем, что этот социальный инновационный проект станет успешным.
В заключении были проведены анализы всех уроков и презентаций работ учителей. Семинар получил высокую оценку гостей.
А жизнь в школе продолжается. Продолжается и наша работа по внедрению ФГОС второго поколения в основной школе. Важно, что для каждого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.
Для учителя становиться профессионально необходимым,научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми инновациями, которые предоставляют ему перемены, происходящие в современном обществе. Но эффективность образования, часто зависит не столько от типа используемых технологий, сколько от качества педагогической работы по применению этих технологий для решения образовательных задач. И самой важной задачей на пути в дальнейшей работе мы считаем, это переориентация педагога от традиционных источников урока к новым, использующим эффективные способы передачи и хранения данных. И у нас уже начало положено, будем двигаться вперед.
Копылова Ж.В., Пропадалина Т.Н.