Мы проводим
на работе лучшую часть своей жизни.
Нужно
научиться работать так,
чтобы работа
была легка и чтобы она
была всегда
жизненной постоянной школой.
А.К. Гастев.
Инновационные
подходы к организации учебного процесса в соответствии ФГОС второго поколения.
Современная школа ищет различные
пути реализации своих функций.
В настоящее время
существуют два направления развития образования - традиционное и
инновационное.Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель
обучения.Стратегия инновационного обучения предполагает такую системную
организацию процесса обучения, при которой личность учителя по-прежнему
выступает как ведущий элемент, но при этом меняется его позиция по отношению к
ученику, к себе самому. Учитель уже выступает не только как носитель и
транслятор знаний, но и как помощник в становлении личности и развитии
индивидуальности обучающегося. Изменяется характер воздействий на ученика:
позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их
утверждается позиция демократического взаимодействия, помощи, сотрудничества,
внимание к инициативе обучающегося. Изменяется и позиция ученика, который
переориентируется с результата усвоения, с получения оценки на активное
взаимодействие с учителем и самостоятельную работу над своим образованием
(самообразованием).
Процесс усвоения знаний перестает носить характер
рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах
поисковой учебной деятельности как продуктивный творческий процесс.
Новые педагогические
технологии требуют и нового профессионального качества, и педагогический коллектив
ГБОУ СОШ №9 постоянно повышает свою профессиональную квалификацию.
К инновационным
технологиям, которые используют в своей работе учителя нашей школы, можно отнести следующие:
-проектная деятельность в обучении
Учащиеся школы
постоянно вовлечены в проектную деятельность. Два раза в год в школе проходит
презентация проектов школьников по предметам и внеурочной деятельности. Самыми
популярными школьными проектами стали «Школьная перепись», «Школа ремонта»,
«Скворечник» и другие.
Наша школа является
опорной площадкой в проведении окружной конференции младших школьников «Первые
шаги в науку», с каждым годом число участников которой растет.
-личностно-ориентированный подход
Чтобы вызвать интерес
к своему предмету, учителя на своих уроках используют различные виды
деятельности: дидактические игры, головоломки, викторины, КВН. Много
межпредметных уроков готовят педагоги совместно с библиотекарями ДК им.
Горького. В школе систематически ведется выпуск школьной газеты.
-ИКТ-технологии
80% учителей широко
применяют информационные технологии на уроках. Это мультимедийные
презентации, электронные образовательные
ресурсы, видеоуроки, тестирование, интернет-ресурсы, интерактивная доска,
дистанционное обучение. Такая деятельность педагогов позволяет сделать любое
занятие динамичным.Возможность использования персонального компьютера в процессе обучения
бесспорна. Уроки, проведенные с помощью компьютера, стали максимально уплотнены.
-ведение мониторинга в программе EXCEL, позволяет отслеживать уровень освоения
материала учащимися.
Эффективное использование инновационных
образовательных технологий в образовательном процессе рассматривается
как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки
учащихся, более рационального использования учебного времени.
Введение
стандартов второго поколения помогают успешно использовать инновационные
технологии в учебном процессе.
Особенно
в этом убедились на примере начальной школы. С целью обмена опытом работы,
пополнения своего багажа знаний, умения работы с использованием стандартов
второго поколения учителя начальной школы посетили одну из Московских школ,
которая успешно работает в начальной школе по программе «Планета знаний». Нами накоплен большой опыт работы, с которым
мы охотно делимся. И сейчас коллектив не стоит на месте, а активно ведет работу
по переходу на ФГОС в основной школе и уже делает первые шаги.
17 апреля 2013 года в ГБОУ СОШ №9 состоялся городской
семинар для заместителей директоров школ города, который получил высокую
оценку. В теоретической части семинара, который подготовила зам.директора по
УВР Пропадалина Т.Н. , было рассказано гостям о системе работы ОУ.
Затем учителя школы провели следующие уроки и
мастер-классы:
- физика, 9 класс «Ядерные реакции. Дефект масс». Урок
с использованием ЭОР. (Бутырцева Е.А.,учитель физики первой категории)
-математика, 7 класс .Урок моделирования учебных
ситуаций в электронной лаборатории. (Волостнова И.Н., учитель математики)
- русский язык, 5-а класс, урок-исследование по теме
«Глагол». Учитель русского языка и литературы, первой категории, Шилова Л.А.
продемонстрировала формирование УУД
учащихся на уроке.
-литература, 8-а класс , урок «… Пока не поздно»,
направленный на формирование у учащихся УУД, по рассказу К. Паустовского
«Телеграмма», провела и подготовила учитель русского языка и литературы, первой
категории Ягова О.К.
-презентация опыта работы, создание конструкта урока
на примере урока математики в 5 классе (Копылова Ж.В., учитель математики
высшей категории)
-методические приемы по развитию УУД во внеурочной
деятельности показала учитель начальных классов высшей категории, Данилова Г.Д.
в 1-а классе
-продуктивные задания, направленные на формирование
УУД младших школьников, продемонстрировала учитель начальных классов высшей
категории, Булгакова М.П. на уроке
русского языка. Учащиеся 2-а класса показали, что они умело владеют нетбуками,
работают с интерактивной доской, документ-камерой.
-из опыта работы с одаренными детьми, учитель начальных
классов первой категории Писарева С.С., показала исследовательскую деятельность
учащихся 4-а класса по теме « Соль – это враг или друг?»
Изюминкой семинара
стало открытие детской телестудии «9 кадр», автором которой является
зам.директора по ВР Хорохорина Е.П. Елена Павловна предложила сотрудничество с
другими школами города, для того , чтобы на местном телевидении пропагандировать
молодежное движение и школьные новости. Думаем, что этот социальный
инновационный проект станет успешным.
В заключении были проведены анализы всех
уроков и презентаций работ учителей. Семинар получил высокую оценку гостей.
А жизнь в школе
продолжается. Продолжается и наша работа по внедрению ФГОС второго поколения в
основной школе. Важно, что для каждого учителя уже вряд ли возможно движение в
обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого
материала уже на качественно новом уровне.
Для учителя
становиться профессионально необходимым,научиться совмещать собственный
преподавательский почерк с теми инновациями, которые предоставляют ему
перемены, происходящие в современном
обществе. Но эффективность образования, часто зависит не столько от типа
используемых технологий, сколько от качества педагогической работы по
применению этих технологий для решения образовательных задач. И самой важной
задачей на пути в дальнейшей работе мы считаем, это переориентация педагога от
традиционных источников урока к новым, использующим эффективные способы
передачи и хранения данных. И у нас уже начало положено, будем двигаться
вперед.
Копылова Ж.В.,
Пропадалина Т.Н.
зам.директора по УВР ГБОУ СОШ № 9 г.о.
Чапаевск
|